icon:telegram
28.03.2023

Приморская рыба не проедет мимо стола. "Гудок". 28 марта 2023

Отправки морепродуктов по сети ОАО "РЖД" внутри страны остаются востребованными
За первые два месяца 2023 года по железной дороге из Приморского края отправили 122,5 тыс. тонн рыбной продукции, что на 6,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая динамика перевозок связана с действовавшими ковидными ограничениями со стороны КНР, а также субсидиями от государства на перевозку минтая. На текущий момент все эти меры отменены, что может привести к уменьшению объёмов отправки рыбы.
Ситуация кардинально изменилась
Почти всё то, что было актуально в прошлом году, осталось в прошлом, отметил на конференции "ЗаКонтейнерами" 16 марта генеральный директор ООО "Дальрефтранс" (входит в Транспортную группу FESCO) Андрей Гречкин. Он пояснил, что если в прошлом году мы реагировали на новые объёмы и цена была вторична, то сейчас идёт органический процесс оптимизации ставок на перевозку продукции в рефах и одновременно увеличение количества и поиска новых маршрутов и рынков.
"Общие тренды перевозки товаров в рефконтейнерах в этом году абсолютно идентичны рынку универсальных контейнеров – это геоэкспансия, интермодальность и начинающийся демпинг", – заявил Андрей Гречкин.
Факторы, влияющие на рынок рефконтейнеров
Эксперты рынка отмечают несколько причин, которые могут негативно повлиять на рынок перевозки рыбы. Так, одной из них будет снятие ковидных ограничений в КНР. Для компаний, оперирующих такой тарой, ограничения были конкурентным бонусом, поскольку стандартные способы перевозки рыбы в КНР в то время не работали. Уже есть первые сигналы: в прошлом году через пограничный переход Махалино (РФ) – Хуньчунь (КНР) шли постоянные отправки рыбы в Китай, а сейчас это направление разгружено от рефконтейнеров, поскольку балкеры теперь напрямую могут заходить в порты Китая с мест промысла.
Ещё одним фактором снижения показателей перевозок товаров в рефконтейнерах стало введение нулевой пошлины на их ввоз в апреле 2022 года (затем это решение дважды продлевалось) – в результате рынок рефконтейнеров практически затоварен. "На текущий момент дефицита рефконтейнеров для обеспечения текущего спроса на перевозки нет", – считает Андрей Гречкин.
Как рассказал "Гудку" президент транспортно-экспедиторской компании "Таскор-21" Виталий Момот, изначально при подготовке проекта постановления о принятии нулевой пошлины на ввоз контейнеров рефрижераторная тара отсутствовала. "Рефконтейнеры появились в соответствующем перечне только после того, как представители Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава написали письмо в правительство и выступили с предложением включить их в этот список", – сообщил Виталий Момот.
В результате принятых решений за последние три года парк рефконтейнеров компании "Дальрефтранс" вырос до 5 тыс. единиц, при этом увеличилось и количество электрифицированных фитинговых платформ.
Сегодня наблюдается проблема дисбаланса рефконтейнеров. Разбалансировку создают импортный грузопоток и сезонная путина – всё больше контейнеров идут с Дальнего Востока на запад, в центральные регионы страны.
"Старая схема, когда ты приехал с Дальнего Востока, а потом загрузил рефконтейнер товарами народного потребления, продуктами питания или другой номенклатурой и поехал обратно, больше не работает. Мы стараемся регулировать дисбаланс диверсификацией грузопотока, используя различные способы, например триангуляции", – отметил Андрей Гречкин.
Расклад сил на рынке может изменить и произошедшая в начале года отмена субсидий на транспортировку минтая по железной дороге. Напомним, что с нового года правительство отменило преференции, которые позволяли везти минтай с Дальнего Востока в центральные регионы РФ без оплаты железнодорожного тарифа. Сейчас рыбу везут по тарифу, рассчитываемому по Прейскуранту 10.01. При этом тарифная составляющая транспортировки в цене минтая составляет 5–10%.
По мнению Андрея Гречкина, это может негативно сказаться на общем объёме рефрижераторных перевозок, поскольку это давало дополнительные объёмы.
Другие эксперты не разделяют его точку зрения. Виталий Момот полагает, что отмена субсидий не скажется на объёмах перевозки рыбы. Он поясняет: "Транспортировка минтая из Владивостока до Москвы в рефконтейнере стоит около 190 тыс. руб. Если разделить это на 30 тонн (помещается в один "ящик". – Ред.), то получается, что перевозка одного килограмма обходится в 6,3 руб. Это не сильно влияет на калькуляцию средней стоимости минтая в торговых точках".
По словам Виталия Момота, даже без субсидирования железнодорожных перевозок рыбной продукции объёмы её отправок внутри страны продолжат увеличиваться.
По данным Федерального агентства по рыболовству, вылов минтая в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в сезон "А" (зимне-весенний) на 21 марта достиг 800 тыс. тонн – на 17% больше показателя на аналогичную дату 2022 года. А оптовая стоимость мороженого минтая по состоянию на 21 марта составила 95 руб. за килограмм. Для сравнения: в начале февраля оптовая стоимость минтая на Дальнем Востоке составляла 90 руб. за килограмм. Тогда как в рознице цены в разных регионах варьируются от 180 до 230 руб. за килограмм.
Основные объёмы доставки рыбы и морепродуктов идут в Москву и Подмосковье, города Урала и Сибири.